Завуч "Академии" Михаил Уразов: "Комфортно в школе должно быть всем"

20 марта

О ценностях и смыслах школы

– Совсем скоро конец первого учебного года. Что положите в копилку воспоминаний?

– Пойду по хронологии. 26 августа. Это самый сложный день моей работы за все время в “Академии”. В тот день я понял, что к 1 сентября в школе нет парт. Я бился головой об стену в буквальном смысле. Затем 1 сентября: очень необычно, что ты и куратор, и директор, и учитель. Потом идёт организация учебного процесса. Плюс добавим к этому время, когда текли трубы, когда менялось расписание, педагоги, когда выстраивались отношения. Педсоветы, мелкие конфликты — обычные процессы любой деятельности. Положу в коробку воспоминаний невероятный новогодний бал. Было тепло и хорошо. Выделю ещё уютный Новый год со своим классом. Что было ещё? Невероятно большой объём работы с аккредитацией, когда мы добились максимума. Это первое испытание и для команды педагогов и администрации. Его мы прошли с достоинством.

Есть такой архитектор Антонио Гауди, когда-то в Барселоне он захотел построить самый красивый храм. Он не думал, как будет его строить, не знал, хватит ли у него времени и денег.

Вот с “Академией” примерно так: ты понимаешь, что это какой-то постоянно меняющийся процесс, у которого не очень понятна конечная точка, ты её предполагаешь, но какая она будет в конце — ты не можешь знать.

Фотография из личного архива

– Дети в школе улыбаются. У них нет напряжения. Не боятся преподавателей, администрацию. Как удалось этого достичь?

– Первый аспект — это личный пример. Администрация и педагоги устанавливают границы того, что доступно детям. Не забываем, что педагог — не вакуум, он тоже человек. Всем хочется работать в том месте, где комфортно. Когда мы берем преподавателя на работу, то мы обговариваем: “Комфортно в школе должно быть всем”. Понятно, что не без проблем и трений, но хочется, чтобы все сюда приходили и вносили частичку себя. Второй момент — есть стереотип, что в школе должно быть сурово. Мне кажется, что в школе должен быть порядок, но сам процесс ведь неформальный. Ты одно уравнение можешь решать по-разному. Так и в преподавании нет готовых схем. Вот таких нешаблонных и интересных педагогов мы искали. В школе у нас дети могут обращаться к педагогам по имени, но на “Вы”. Если так всем удобно, то почему бы и нет.

Михаил Юрьевич со своим классом

– Какие ценности хочется ещё привнести в “Академию”?

– Школа строится на двух базисах — это атмосфера и качество. Хочется, чтобы атмосфера становилась только лучше, как и качество преподавания, организации учебного процесса, взаимодействия между всеми.

Ещё хочется, чтобы было больше связей и контактов с другими школами и организациями, потому что замыкание в себе к хорошему обычно не приводит.

– Зачем существует школа в глобальном понимании?

– Школа — место, где тебе должны передать знания, научить базовым вещам и представлениям о том мире, который тебя окружает. Школа — инструмент социализации, место, где ты находишь друзей, ссоришься, миришься, учишься находить компромиссы, влюбляешься. Это такой шаблонный ответ. На мой взгляд, школа — это маленькая жизнь, в которой ты становишься взрослым. Место, где ты должен перебороть себя. А ещё попробовать себя в разных ролях, чтобы не тратить на это время, когда станешь взрослым. Школа — это про все грани жизни человека.

О кураторстве

– Если вбить в поисковую строку “Михаил Уразов”, то всплывают статьи о ваших победах в профессиональных конкурсах, в том числе “Классный классный”. Классный куратор — это какой?

– Это человек, который живёт классом. [Улыбается и добавляет: понятно, что есть своя жизнь вне школы]. К нему всегда может подойти ребенок. Такой человек всегда поддержит, поймет. Классный классный не боится ошибаться. А ещё он думает, как сделать пространство вокруг себя интереснее, ярче, где-то смешнее, а где-то серьёзнее. Он не боится быть ребенком, хотя осознаёт грани, которые нельзя переходить, но на мир он смотрит со стороны детей.

– Каков ваш подход к детям? Что важно вам в кураторстве?

– Нужно быть честным, порядочным. Хотеть делать свою работу хорошо. Нужно не бояться экспериментировать. Не бояться доверять детям. Рецепта нет. Здорово хорошо делать свою работу и получать от неё удовольствие.

Михаил Юрьевич с ученицами. Фотография Анатолия Селютина

– Что вы получаете от кураторства?

– Получаю ответ на вопрос, зачем я прихожу в школу. И удовольствие от работы.

О любви к математике

– В чем прелесть математики?

– Она красива, логична, открывает глаза на мир, который тебя окружает. Ты понимаешь, как поёт Оксимирон, что “всё переплетено”. Математика заставляет глубже разбираться в окружающем пространстве.

– Когда у вас возникла любовь с математикой?

– До пятого класса я занимался математикой, но не могу сказать, что любил. Вышел к доске, не мог никак решить пример. Мой учитель сказала простую фразу: “Миша, не тормози, ты всё можешь!”. Случайно сказанная фраза стала моим внутренним девизом.

– Какие учителя на вас повлияли?

– Это родители. В дальних поездках я любил решать примеры на устный счет. Мы могли ехать в Белгородскую область, а я все три часа вычислял. У меня был невероятный первый учитель, которая могла и пожурить, и обнять. Она была очень доброй, справедливой, порядочной. Потом был педагог математики Нина Ивановна Булгакова, о которой я уже успел рассказать. Она горела свой работой. А потом я поступил в физмат класс. Моим классным руководителем стал филолог. У неё были невероятные уроки по литературе. Она открыла мне мир гуманитарных связей. Невероятный учитель по математике Ирина Владимировна Хатунцева. А ещё у меня был взрослый друг — преподаватель музыкального колледжа Анна Николаевна Лунёва. Она показала мне, что дружба упирается не в возраст, а во внутреннее содержание. Таких учителей было много. А ещё я учусь у детей.

– Чему из последнего научились у детей?

– На меня долго ругался мой класс. Мне говорили: “Спасибо”, а я отвечал: “Не за что”. Ученики говорили, что не надо обесценивать свою работу. Научился отвечать: “пожалуйста” вместо “не за что”.

С учениками 9 класса

– Кураторство, часы математики и информатики, директорство, музыка, стихи. Как вы все совмещаете?

– Ты ставишь перед собой сложные цели, получаешь удовлетворение. Хочется быть многогранным. Секрет в поддержке. Я благодарен своей жене, она понимает, что такое учительский труд. Я понимаю, зачем я это делаю, а рядом есть плечо семьи, коллег, учеников, друзей.

– Хороший урок — это какой?

– Если ты можешь выйти из кабинета и улыбнуться. Когда достиг внутренних целей, поделился новым. Хороший урок — это не всегда тот, на котором ты передал максимальный объём знаний. Это ещё и атмосфера. Симбиоз со стороны детей и тебя. На хорошем уроке всегда есть контакт между детьми и учителем.

– Как готовитесь к урокам?

– В свой первый рабочий день много лет назад я услышал в учительской фразу от завуча: “Первые пять лет ты детей ломаешь, потом пять лет ты учишься и через десять лет ты начинаешь работать”. Нужно несколько раз пройти программу, попробовать разное. Как я готовлюсь к урокам? Подбираю задания из разных учебников. Уже понимаю, где лучше материал, а где хуже. На информатику всегда подбираю примеры из жизни. Кучу времени занимает подготовка самостоятельных работ, а потом их проверка. Утром надо создать настроение — мне помогает музыка.

– Что помогает сохранять баланс?

– Самая большая радость сейчас — дочка Аня. Дружба, любовь, свобода. Школа у нас получается немного необычная, потому что она про свободу.

Одно из увлечений Михаила Юрьевича. Фотография Никиты Скляревского

– В чём чудо работы учителем?

– В том, что ты не видишь конечный результат своей работы. И это хорошо. Ты работаешь с детьми. В какой-то момент тебе надо будет их отпустить. И ты должен понимать, что они начнут жить своей жизнью. Ты им должен помочь, но однажды нужно будет уйти в сторону. И ты не знаешь, что будет с ними дальше. “Создавая чудо” — это то, что осталось в детях после твоей работы. Мир вокруг тебя, но не знаешь, что получится в конечном результате.

Беседовала Оксана Сергеева

Просмотров: 479