Нет никаких детей, есть люди разного возраста

23 мая

Учитель русского языка и литературы Ксения Барынина – о влиянии на себя школы, учеников, театра, книг и автопутешествий

– Что особенно важно в предметах, которые преподаешь?

– Я хочу, чтобы мои ученики умели грамотно изъясняться, строить предложения, владеть своей речью. Я всегда прошу их сформулировать предложение от начала и до конца. Через какое-то время ребятам пригодится не только разговорный жанр, им нужно будет уметь выступать на конференции или защищать проекты. В будущем ученикам предстоит общаться с классной и образованной публикой, а этому надо учиться.

Из личного архива Ксении

– Хочется своих учеников заинтересовать чтением?

– Хочется. Но я прекрасно понимаю, если дети массово сидят в гаджетах, то, значит, им там интересно. Это факт сегодняшнего времени. Замена книгам была всегда. Тезис “ох уж это новое поколение” я не принимаю. Подростки разные. На уроках внеклассного чтения у меня есть своя методика: мы выбираем книжку всем классом. Я предлагаю 3-5 самых разных книг, и ребята озвучивают свои варианты. Потом у нас презентация, на экране показываем обложки, читаем аннотации, обсуждаем и голосуем. Это мой способ заинтересовать их чтением. Плюс сюда же относятся и походы в театр всем классом.

– О каких книгах можешь сказать, что они повлияли на тебя?

– Я  всегда читала. И в библиотеку обожала ходить. Из детских книг на меня оказали влияние: "Том Сойер" Твена, "Поллианна" Портер, "Пеппи" Линдгрен, "Белый Бим Черное ухо" Троепольского, "Муму" Тургенева и много других.

Из юношества я вспоминаю роман “Невыносимая легкость бытия” Кундеры, “Пейзаж, нарисованный чаем” Павича, “Сто лет одиночества” Маркеса. Чуть старше я начала читать Евгения Гришковца. Тогда мне было двадцать лет, я только переехала в Москву. Растерянность и одиночество. Меня спас Гришковец. Не друзья, не мама, а именно книги.

Из личного архива Ксении

– Какие проблемы сейчас волнуют современных школьников?

– Самоопределение. Любовь. Дружба.  Здорово помочь им осознать, что себя надо полюбить. Что ты чудесен такой, какой ты есть. Не нужно надевать на себя защитные маски. В нашей школе у ребят есть значимые взрослые и равноправные собеседники.

Из личного архива Ксении

– Почему так важно поддерживать детей, выслушивать их?

– Нет никаких детей, есть люди разного возраста. Я не ощущаю никакой особой разницы между собой и ими. Я их чаще всего называю “ребята”. Не очень люблю слово “дети”. В наших разговорах я иногда себя младше и наивнее чувствую. Я на стороне справедливости, а позиция “кто старше, тот умнее” мне не очень близка. Прав может быть любой, надо понять и разобраться. А еще я не стесняюсь сказать детям, что могу ошибиться. Если меня ребенок поправит, то я обрадуюсь. Мы все просто люди. Я могу свою ошибку исправить, а ты свою двойку. Главное только это хотеть сделать.

– В чем прелесть работы учителем?

– Понимаю и открываю себя в этой работе. Педагогика – это очень действенный инструмент познания себя, мира и людей.

Из личного архива Ксении

– А в чем сложность этой работы?

– Для учительской профессии нужно быть более хладнокровным и уметь абстрагироваться. Я не могу относиться равнодушно ни к чему. Я подключаюсь к любому своему ученику. Это все меня очень трогает. Я просыпаюсь и засыпаю с мыслями о них.

– Ксения, а помнишь свой первый спектакль?

– Мне 13 лет. Был серьезный и взрослый спектакль “Тойбеле и ее демон” воронежского Камерного театра. Работа про мучительные отношения мужчины и женщины, с интимными моментами. Я очень рада, что родители посчитали меня в тот момент взрослой. Может, они и не знали подробностей о спектакле, но я воспринимаю это подарком. Тогда я сразу влюбилась в театр и навсегда. Меня уже не надо было заставлять или просить. С тех пор театр – часть моей жизни, это для меня как книгу почитать или в кино сходить. Могу поехать в Москву в театр одним днем. Недавно разговаривала с подругой и обронила фразу: “В этом месяце надо экономить деньги”. Она ответила: “Вычеркни театр”. А я понимаю, что нет. Я лучше вычеркну бальзам для волос или тушь. Я хотя бы раз в месяц должна сходить в театр.

Из личного архива Ксении

– А зачем театр школьникам, на твой взгляд?

– Театр дает им понимание того, что литература может преподноситься и таким образом. Одно дело, когда мы читаем текст в классе. А тут оп!: текст может быть и вот так показан на сцене. Один и тот же персонаж в твоей голове и в голове другого человека (режиссера, учителя) – они могут выглядеть по-разному. Глобально это дает понимание того, что взгляд на одну и ту же вещь у всех очень разный. Если бы все понимали, что на одну и ту же вещь мы все смотрим по-разному, то бед, горестей и несчастий было бы в разы меньше. Театр учит детей нетривиальному, новому взгляду.

– Какой спектакль в этом году произвел впечатление лично на тебя и на учеников?

– Сейчас я безумная поклонница танцевальной труппы Камерного театра. Это невероятные ребята. Соединение красоты тела, профессионализма и работы души. Я вижу в их безмолвных танцевальных спектаклях диалог и высказывание. С шестым классом мы ходили на спектакль “Мой дедушка был вишней” в Новый театр. Дети прочувствовали, что спектакль был сделан с любовью и очень честно.

– Расскажи, пожалуйста, про путешествия. Там какое-то огромное количество городов. Как все началось?

– Стандартный более-менее набор стран: Испания, Греция, Венгрия, Чехия, Грузия. Здесь не такая интересная часть, как путешествия внутри своей страны. Сначала я начала с туров выходного дня. С друзьями, молодым человеком или в одиночестве я куда-то ездила каждые выходные. Исколесили всю Воронежскую область. У нас очень красивая природа, а сама Воронежская область – место, где много заброшенных храмов и усадеб. Я очень люблю постоять под сводами церкви, которая уже не действует, но до сих пор там ощущается энергия. Это эстетически для меня самое близкое. Затем появились Липецкая, Тамбовская, Тульская, Калужская и другие области. Потом идет логичный шаг – путешествия по всей стране. Первый автотрип был по Волге. Двадцать два города: Таруса, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Плес, Нижний, Казань, Кинешма, Юрьев, Чебоксары, Самара, Волгоград и другие. Начала сразу с ночевки в машине на берегу Оки. В первый день было неловко. Сделала себе такой стресс-тест. А потом ты подсаживаешься. Как и на любое дело, которое тебе нравится. Я поняла, что на следующий год я проеду больше. Если первая поездка была пять тысяч километров, то следующее путешествие – это уже одиннадцать тысяч километров. Поехала по Центральной России через Урал и Сибирь. Конечной точкой я планировала Новосибирск. Там меня ждала подруга, мы с ней сидели на Бердской косе на закате и подруга внезапно говорит: “Ксюш, как-то странно, что ты проехала четыре тысячи километров, находишься в 500 километрах от Алтая и не заедешь туда. Ты знаешь, что такое Чуйский тракт?” Мне нельзя было этого говорить. Доехала практически до Монголии. Обратный путь я всегда пытаюсь строить другим маршрутом, чтобы посмотреть еще что-нибудь. Все мои путешествия сейчас одиночные и продолжительные.

Из личного архива Ксении

– Скоро летние каникулы. Какие планы?

– Кольский полуостров и Териберка. Планирую еще Республику Коми посмотреть. Важно сказать, что я не планирую ничего досконально. У меня обычно есть конечная точка, а если вспомнить Новосибирск (улыбается), то и эту точку можно подвинуть. Я себе доверяю. Сейчас мы живем в век, когда можно загрузить маршруты. Я понимаю, что ситуации бывают разные, но чего-то из ряда вон невероятного в плане построения маршрутов уже не случится. 

Из личного архива Ксении

– Что дают такие поездки?

– В путешествии в каждом своем решении ты свободен. Мне с собой хорошо. Если устаю от мыслей, то есть музыка: OQJAV, Пятница, Сергей Бабкин, Земфира, Грегори Портер, Нино Катамадзе. Главное в таких поездках – ощущение, что ты никому ничего не должен. Тебе не надо прийти в 8.47 куда-то. Все пространство и время, а также решения принадлежат тебе: какой я завтра увижу город, где остановлюсь, что пойду смотреть. Так было с Ярославлем. Я приехала туда на рассвете, весь город в розовом свете. Я познакомилась там с потрясающими джазовыми музыкантами. Ничто не предвещало, что в Ярославле я встречу близких людей, с которыми поддерживаю общение до сих пор. Что такое в масштабе жизни три дня? Я знаю, что такое случается не так часто, поэтому очень ценю подобные встречи.

Из личного архива Ксении

– Самое необычное место из всех поездок?

– Их много. Сразу вспомнилось одно место, в котором я испытала самые разные эмоции. Национальный парк Таганай и переход каменной реки. Что такое каменная река? Это нагромождение каменных валунов. Это очень будоражило. Я шла совершенно одна. Я не рассчитала время, начало темнеть, и в голове крутилась одна мысль: “Если я сейчас не перейду эту реку до наступления темноты, то я не успею и назад”. Придется сидеть на камне. Я никогда такого в жизни не видела. От этого путешествия у меня остался шрам. Урок какой: не надо быть такой самонадеянной, нужно больше внимания уделять подготовке и безопасности. Но открытия и эмоции стоят любых шрамов.

Просмотров: 232